“Народности Слободского района”

На территории Каринского сельского поселения издавна проживали татары, удмурты, бесермяне и русские. Село Карино (по-арабски Нухрат – серебряная речка) образовалось в конце ХIV века. Коренное население на территории Слободского района – удмурты. На реке Вятке стоял Болванский городок, в котором жили удмурты. В 1181 году пришли новгородцы и вытеснили удмуртов, основав городок Никулицын. Удмурты переправились на левый берег Вятки и обосновались в районе деревни Круглово. В полуверсте от Верхнего Карино на южном берегу оврага есть возвышение, которое каринцы называют «Кала-тау» – гора-город. Непосредственно за Кала-тау на восток местные жители называют землю Берьслан. Жили здесь бесермяне – ирано-тюркский народ, расселившийся из прикаспийских областей вверх по Волге. Бесермяне выходцы из древней Персии (на территории современной Сирии). Изначально их древняя религия была сосредоточена на основных этических ценностях: Добрых слов, Добрых мыслей и Добрых Дел. Бесермяне были торговцами и уезжали далеко от дома. Когда на древнюю Персию напали турки, произошло насаждение ислама, многие жители были вынуждены бежать. Часть из них перебралась в Индию. Остальные ушли на Север. Позднее они обосновались в Булгарии. Древнее государство Булгария делилось на три улуса (княжества): волжских, камских и серебряных (нухратских) булгар, земли которых простирались до Вятского края. В ХIII веке спасаясь от татаро-монголов, бесермяне попали в здешние места, где основали свое городище. Достоверно известно, что первыми жителями д.Нижнее Мочагино (Понул) и д.Верхнее Мочагино (Кунды) были бесермяне. Бесермяне жили в Митюково, Абашево, Шамарданово, Сизево (Бигра) рядом с удмуртами недалеко от городища Кала-Тау. Народности этой уже нет, хотя этноним «бесермяне» бытовал на Вятке еще в начале ХХ века. В русском языке есть слово «басурманин» (иноземец нехристианской веры) – это и есть бесермяне. В течение более 700 лет они почти растворились среди татар и удмуртов. Очень странно выглядит смешение народностей: удмурты – рыжеволосые, с веснушками, татары – черноволосые, с миндалевидными глазами, бесермяне – черноволосые и черноглазые с прямыми носами. Фамилии Бузиковы, Ситяковы, Митюковы, Зеленеевы, Долгоаршинных – принадлежат бесермянам. Также к бесермянам относится фамилия Бигин («бигрин» – житель Булгарии). Народ был грамотен, имел самобытную культуру, письменность на основе арабского алфавита. Ныне историю и тайны бесермян хранит погост Мазар-зиярат и древние кладбищенские камни с выбитыми на них датами 1504 и 1522 г. В 1896 году бесермян было 1191 человек. Бесермяне привнесли в культуру Вятского края некоторые штрихи. Фигурка богини плодородия древней Персии напоминает нашу дымковскую игрушку. Особенно это заметно в росписи юбок и фартуков барышень.

1 2

 

Обрядность бесермян сходна с татарской, но существовал и особый праздник – Екатерининская, на который приходили бесермяне со всей округи. Несмотря на название, религиозного содержания он не имел. Проходил он зимой и заключался в катании с горы “Чечек-тау” (дер. Абашево). Праздник продолжался два дня. Утром катались дети, а вечером, после работы – молодежь. Катались на салазках, специально сделанных катышках, на санях, но без лошадей. По вечерам зажигали факелы (у древних бесермян существовало поклонение огню), и вместе с ними скатывались с горы, которую, для лучшего скольжения, обливали водой. После распада Булгарского государства Вятский край и бассейн реки Чепцы оказались в составе Казанского ханства и управлять стали арские князья (из татарского города Арска). В 1489 году Вятка, в том числе и «страна Нухрат» присоединяются к Московскому государству. Арские князья были приведены к присяге русскому царю. «Арских князей» было четверо: Давлятар, Арслан, Касим, Дюняш. Селения были названы в честь арских князей и дошли до наших дней: Деветьярово и Митюково (Верхнее Карино), Арасланово, Касимово, Абашево (Нижнее Карино), Ильясово. Об этом говорят и настоящие «арские» фамилии: Деветьяровы, Абашевы, Касимовы, Дуняшевы. Потомки булгарских переселенцев – нукратские татары в исторических документах ХVI века значатся как служилые, за службу пользовавшиеся землями, сенокосами и прочими угодьями, обработка которых требовала дополнительной рабочей силы. Первые русские поселенцы появились здесь в качестве татарских половников, т.е. обрабатывающих землю татар «исполу». В основном это были крестьяне – переселенцы из Московского государства. Значительный приток русских переселенцев происходил в связи с гонениями на старообрядцев в 1646-1666 годах, которая вызвала массовое бегство в глухие вятские края старообрядцев с Камы, Северной Двины и устюжских лесов. Удмурты испытывали гнет со стороны каринских татар, за которыми были закреплены земли и покосы по реке Чепца. Даже после Указа царя Федора Иоанновича от 1588 года, лишавшего их права взимать дань с удмуртов, каринские князья находили новые формы эксплуатации. Это, прежде всего, посредничество в сделках, толмачество, представительство во властных структурах. Сосредоточение в руках каринских татар монополии на торговлю хлебом, медом, воском, пушниной приводило к диктату цен, и было одной из форм эксплуатации удмуртского населения. Многие каринские удмурты ушли, но часть их осталась, приняв татарскую веру, имена и фамилии. Так, в удмуртской деревне Сизево (Бигра) жители имеют в большинстве татарскую фамилию Саитовы, в деревне Омсино (Чабья) – Кудяшевы, Аккузины. После взятия Казани татары лишились своих льгот, земель и угодий, таким образом, оказавшись в тяжелом положении. Некоторые из них мигрировали в Глазовский уезд Вятской губернии, где основали новые поселения. В то же время, на Чепцу и в Карино пришла очередная волна беженцев. Были основаны поселения в округе Карино: починки Алешкинский, Муслюм, Боронский, Харитон, Шептак, Кокирь (переводится как «застава на реке»). Жители удмуртских деревень занимались земледелием, пчеловодством и скотоводством. Под влиянием русских переселенцев они научились возделывать землю. Индивидуальное крестьянское хозяйство, где постоянно не хватало рабочих рук, вынуждало детей рано начинать трудиться. В удмуртских семьях сыновей приучали к охоте, рыболовству, девочек учили жать, прясть пряжу, а потом и ткать холсты. Каждая семья выращивала лен и делала из нее пряжу. Одежду украшали нарядной вышивкой и красочным пояском с кистями и бахромой. Одежда удмуртской деревни, особенно женская, высоко ценилась. В деревнях активно развивались подсобные промыслы: пимокатчество, кузнечное дело, выделка кож, пошив обуви, производство кирпича, лозоплетение и другие. Живя в соседстве с русскими, удмурты приняли христианство, но сохранили свой язык, культуру, обычаи и традиции. В то же время происходило взаимообогащение языков и национальных культур народов. Первый традиционный зимний праздник слободских удмуртов – толсур, ымусьтон. Он приурочился со временем к Рождеству. Наиболее широко этот праздник отмечался в деревнях Паскино (Поска), Круглово (Чола) и Будино (Будьпи) (названия деревень носят наименования удмуртских семейных групп, которые обозначают различных птиц). К празднику прибирали в доме, готовили традиционный напиток (сур) из толченных ягод можжевельника, кушанья, приглашали родню из других деревень. Девушки которые приходили в гости обязательно должны были принести с собой табак, махорку и предложить на вечеринке (шы-дони) молодым людям. Взрослое население деревни гуляло, сгруппировавшись по-родственному, переходя поочередно из дома в дом, гостили у всех понемногу. В этот день начиналось ряженье (инвожо). Считалось, что ряженые отпугивают злых духов, изгоняют болезни, приносят удачу в различных делах, способствуют урожаю, увеличению поголовья скота. Поэтому их встречали радушно в каждом доме: ряженые пели, плясали, за что получали угощения. Каждому из них давали какое-нибудь хлебное изделие или просто горсть муки, которое ряженые скармливали своему скоту. В это время гадали и молодежь и взрослые, загадывая о семейном благополучии и достатке, о покойниках и свадьбах. Девушка или парень брали два ведра и запирали за ручку на замок, а ключ убирали под подушку. Кто во сне явится и попросит ключ, тот и будет женихом или невестой. В охапку брали как можно больше поленья, а потом считали. Если четное количество, значит свадьба будет в этом году. Ряженье и гадания заканчивались на крещение (йо вылын сылон). С утра шли к реке, топором чертили на льду крест и на этом месте рубили прорубь: в этот день все злые духи должны были уйти под воду. Вечером хозяйка брала сковородник (таба боды) и обходила все углы дома изнутри, а потом все постройки снаружи, изгоняя тем самым злых духов словами «Марья мынид, Дарья кылид, Илья пот, Егор кылид». Этот обычай в Светозаревском сельском округе сохранился до сегодняшних дней. Вечером с 13 на 14 января прибирали чисто в доме, на стол стелили белую скатерть, ставили соль, каравай хлеба и все деньги, которые есть в доме. Все это оставляли до утра. Новогоднюю ночь называли (лек уй). По повериям, в эту ночь по земле гуляли мертвецы, всякая нечисть, которые могли наслать болезнь, порчу. Утром в дом мог зайти первым только мужчина или мальчик со словами: «Выль ар, зечь ар мед лыктоз». Если в доме есть мужчина, то он рано утром выходил за ворота и с вышеупоменутыми словами заходил в дом. У кого нет мужчин в доме, то накануне приглашали соседа, родственника (выль ар карыны). Женщинам 14 января вообще запрещалось ходить по домам, даже к родственникам. Двери старались целый день держать запертыми. Считалось плохим поверьем, если женщина побывала в тот день у кого-то дома (кузь йырсь). Люди связывали с этим случаем все плохое, что в семье в течении этого года. Этот обряд стараются соблюдать в Светозаревском сельском округе и в настоящее время. Утром 14 января даже в организации первым пропускают только мужчину. В этот день обязательно нужно что-нибудь испечь, чтобы печка не пустовала. Через несколько недель после нового года праздновалась Масленица. Постоянной даты у Масленицы не было. Праздновать обычно начинали в четверг и заканчивали в воскресенье. Всю неделю удмурты, как и русские, пекли блины (табань). На Масленицу назначали свадьбы, приглашали гостей, которые по народной традиции ходили по всей родне (пукыны). При переходах из одного дома в другой непременно старались повалять друг друга в снегу, особенно дети и молодежь. Другими развлечениями в Масленицу было катание. По улицам катались на лошадях. С гор катались на санках, но и даже на санях, куда садились в большом количестве. На масленой неделе молодых супругов приглашали на блины родственники из других деревень. С четверга до воскресенья молодые супруги вместе с молодыми родственниками с песнями, плясками ходили по разным деревням и угощались блинами. По народным традициям на блины супруг должен был положить деньги. Последний день – день проводов Масленицы – был наиболее красочным, звонким, наполненным веселья. В нем участвовала вся деревня. Обязательно вечером на перекрестке дорог в конце деревни жгли солому, дрова. Прощаясь с Масленицей, просили у нее здоровья и благополучия для всей семьи и скотины, пели, плясали, угощали друг друга напитком, который удмурты называют сур. У каждой хозяйки был свой секрет изготовления. В последний день Масленицы у удмуртов существовала обрядовая трапеза: «угощение» умерших сородичей. Вечером на поле недалеко от деревни раскладывали угощение (с определенным обращением), обязательно с мясным блюдом (т.к. после масленицы наступал семинедельный пост), а сами возвращались домой, не разговаривая между собой. Системой язычества удмуртов за многовековую историю были выработаны ритуалы жертвоприношения. Ежегодно на Петров день слободские удмурты молились Имма-воршуду. На моление отправлялись обязательно помывшись в бане, в белой одежде. В жертву приносили гуся, утку или барана. Мясо приносили домой. Воду для супа брали из священного родника. На трапезу приглашали близких родственников. Кости обязательно возвращали на место моления и через год сжигали. Также в священный родник кидали монеты, на священную березу привязывали платки и разноцветные лоскутки. Современность, хотим мы того или не хотим, все старательней стирает отличительные черты культуры и быта малых народов, коверкает их родной язык. Есть еще немало мест, где живут обычаи предков. Пример тому Светозаревский сельский округ Слободского района. Центр удмуртской культуры совместно со школой возрождает и сохраняет национальные традиции. На нашей земле регулярно организуются встречи с творческой интеллигенцией Удмуртии. Ежегодно одаренные дети отдыхают в лагерной смене «Шундыкар» (город солнца) в городе Ижевске. Фольклорный коллектив Дома культуры «Лыз кутюк» участвует в региональном фестивале «Воршуд» и в республиканском празднике «Гербер». В начале года в Светозарево выступал государственный профессиональный коллектив «Италмас» из города Ижевска. Проходят творческие встречи с коллективом «Айкай» из Ижевска. Наш фольклорный коллектив участвует в Межрегиональном фестивале национальных культур «Жар птица». В недавнем прошлом было 20 удмуртских деревень, в настоящее время осталось 8, где есть жители, примерно 600 человек. Это самая обширная территория компактного проживания удмуртов вне республики Удмуртия и самая северная по границе распространения этого народа. В Светозарево находится Центр удмуртской культуры в Кировской области. Центр поддерживает связи с Удмуртией – это взаимные поездки фольклорных коллективов, участие в конкурсах, отдых в лагере для одаренных детей в Ижевске. В Светозарево побывала делегация Министерства национальной политики Республики Удмуртия и Удмуртского института истории языка и литературы Уральского отделения РАН, которая проводит экспедицию в рамках исследовательского проекта «Удмуртская диаспора в субъектах Федерации». Их интересует все: этнос, культура, образование, экономика, демографическая ситуация в удмуртских диаспорах. Собранный материал войдет в очередной том книжной серии «Феномен Удмуртии». Между Слободским районом и Балезинским районом Удмуртии подписан договор о сотрудничестве. С 2010 года в Светозарево проходит областной национальный праздник каши нового урожая «Выль Джук». Гостей ждет обширная культурная программа: выставка-ярмарка декоративно-прикладных изделий, ярмарка мёда и национальной кухни; концертно-театрализованное представление «Чечы юмалте – праздник шулдырте» (Мёд сладость, а на празднике – радость); конкурсные состязания для молодёжи: «Батыр-шоу» (для юношей) и «Выль кен» (для девушек); выставка-конкурс с забегом поросят; гала-концерт отдельных исполнителей национальных песен, танцев и музыки; развлекательно-игровые программы для детей и для взрослых; закрытие праздника «Хоровод дружбы»; этно-дискотека «Эктомы эшъёсы» (Станцуем, друзья!). Каринские татары по вероисповеданию являются мусульманами. Поэтому все народные праздники связаны с исламом. Наиболее значительные – Ураза-гаит, Курбан-гаит и Мавлид. Ураза-гаит – праздник завершения поста. Традиционное угощение в эти дни – кимак (пончики), бал-май (мед с маслом). Курбан-гаит – праздник жертвоприношения барана. Мясо шло на торжественную трапезу, и часть раздавалась бедным. Мавлид – день рождения пророка Мухаммеда. В этот день посещают могилы, наносят визиты друзьям, дарят подарки. Весной, после таянья снегов, молодежь устраивала игрища на Мрслан-тау. Собирались по четвергам, отсюда и название – “кыщат-на уен”, т.е. “четверговые игры”. В течение трех четвергов собирались вместе юноши и девушки, пели, играли, плясали под гармошку. Сабантуй (праздник будущего урожая) – самый любимый татарский праздник, на него всегда приезжали уроженцы села Карино из разных мест. Проходил он в выходной день недалеко от Нижнего Карино. Раньше велась оживленная торговля, устраивалась карусель, были и традиционные конкурсы: скачки, борьба, лазали на высокий шест за сапогами и т.п. Праздник проводится ежегодно. Самые главные состязания Сабантуя – это скачки и борьба «Куреш». На соревнование по борьбе приезжают богатыри и из других регионов. Борьбу начинают мальчики. Продолжают соревнования более опытные мужчины. Красивый баран достается победителю. Потом начинается концерт, на котором звучат песни на татарском, русском и удмуртском языках. В Новый год (по старому стилю) утром мальчики ходили по домам с пением специальных песен с пожеланиями удачи в новом году, за что их одаривали пряниками, конфетами, пончиками. Этот обряд назывался “яна ил кытлаб”. С новогодними праздниками был связан и такой обычай, как “чибитья” – хождение ряженых. Ряженые одевались по-всякому, чтобы было смешно, стараясь быть не узнанными: носили вывернутые наизнанку шубы, мужчины переодевались в женскую одежду и др. Отмечали и сам Новый год – ходили в гости, готовили традиционное угощение чак-чак (орешки из теста с медом).

3

 

Национальный состав населения Кировской области

по  переписи населения 2010 года:

русские — 1 199 691 чел.,

татары — 36 457 чел.,

марийцы — 29 598 чел.,

удмурты — 13 639 чел.,

украинцы — 7 718 чел.,

лица, не указавшие национальность — 35 585 чел.

4

9

 

Национальные узоры:

5 6 7 8

Источники:

Краеведческие сборники «Слободской и слобожане» / Слободской музей

Желваков, И. М. Слободской район (История, события люди) / И. М. Желваков ; ред. О. П. Помещикова. – Слободской, 2019.

 

Author: iazasniall