СЛОБОДСКОЙ РАЙОН В 1941 ГОДУ

Из воспоминаний Е. Д. Старостина о жизни Слободского района в 1941 г. : [Елизар Дмитриевич Старостин (1903-1983) первый секретарь слободского райкома партии в 1941-43г.] // Испытание войной 1941. – Киров, 2014. – С. 270-277, 335.

…Мирный труд прерван…Озверелый гитлеровский фашизм в июне 1941 г. бандитски обрушил на страну бомбовые удары… Запылали города и сёла…Над Советской Родиной нависла смертельная опасность… Под девизом «Всё для фронта, всё для победы» было поставлено хозяйство всей страны, в том числе и Слободского района, на службу военного времени… Этот боевой девиз был не просто лозунгом военных дней, а велением сердца каждого советского труженика города и села, содержанием жизни каждого советского патриота.

С первых дней и до конца войны Слободская районная партийная организация вела борьбу по выполнению указаний Центрального и областного комитетов партии о мобилизации людских и материальных ресурсов для фронта, о подчинении интересам фронта и всесторонней помощи действующей Красной Армии работы всех предприятий города и района.

Тревожно звучали в гимне военных лет слова призыва центрального радио:

«Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой»…

«И ярость благородная вскипала, как волна.

Идет война народная, священная война»…

И весь народ, как один человек, вставал на защиту своей социалистической Отчизны.

Бюро райкома партии на своём заседании 2 июля 1941 года (через 10 дней с начала войны) призывало коммунистов, комсомольцев, тру­дящихся района «…вести беспощадную борьбу со всякими дезоргани­заторами, дезертирами, спекулянтами, распространителями слухов … с теми, кто своим паникёрством и трусостью мешает делу обороны…»

Было созвано районное собрание партийного актива. На повестке дня был один вопрос: «Война и задачи партийных организаций».

До этого (с 22 по 24 июня 1941 г.) были проведены партийные, ком­сомольские собрания, митинги на предприятиях и в колхозах. На места были посланы полит.уполномоченные. На 83 митингах трудящихся района присутствовало около 11 тысяч человек. За два дня поступило 45 заявлений о желании идти добровольцами в Красную армию… По итогам собраний в 45 комсомольских организациях поступило от ком­сомольцев 21 заявление о желании идти добровольцем на фронт. Ком­мунисты, комсомольцы предприятий, промысловых артелей, колхозов, учреждений, учебных заведений района шли на самые трудные участ­ки работы, возглавляли борьбу рабочих и колхозников за увеличение промышленной и сельскохозяйственной продукции, организовывали всестороннюю помощь фронту… Женщины и подростки становились на работу взамен мужчин, уходящих в армию (с первых дней войны мо­билизации подлежали военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 г. включительно). С каждым днём росла производственная активность рабочих. Например, график выпуска продукции на кожевенно-обувном комбинате имени В.И. Ленина за 25 июля 1941 года был выполнен на 114 % (директор т. Дряхлов В.В., секретарь партбюро Никулин И.Е.).

В июле 1941 года свыше 1000 работниц меховой фабрики «Белка» ежедневно перевыполняли нормы, а 20 работниц выполнили свое годо­вое задание (директор т. Воробьев Н.И., главный инженер т. Тубышкин М.И., секретарь партбюро т. Чикишев, а затем Катя Бурова).

Досрочно выполнял производственные задания военного времени фанерный завод «Красный якорь». Годовой план завод дал за 10 меся­цев (директор т. Сувви, секретарь партбюро т. Тимкин).

В августе 1941 года в районе проходил массовый воскресник. Сред­ства, заработанные в этот день, были переданы в Фонд обороны. Уча­ствовало в воскреснике свыше 22 тысяч человек: работниц, рабочих, членов промысловых артелей и колхозов, учителей, медицинских работников и служащих района. В этом воскреснике приняли активное участие 473 школьника… Всего заработано было на воскреснике свыше 95 тысяч рублей, 14 тысяч килограммов зерна, 10 тысяч килограммов картофеля, 300 килограммов овощей, 1000 килограммов кормов.

К декабрю 1941 года от Слободского района поступило в Фонд обо­роны 459 тысяч рублей.

Работницы меховой фабрики «Белка» заготовили для семей военнослужащих 250 кубометров дров.

Комсомольцы района с первых дней войны развернули большую работу по мобилизации сил молодёжи на помощь фронту (секретарь райкома комсомола тов. Трегубова Н.М.).

Замечательную инициативу проявили комсомольцы меховой фабрики «Белка». В октябре 1941 г. они развернули сбор средств на строи­тельство танковой колонны «Кировский комсомолец»… Бюро Слобод­ского райкома партии на своём заседании одобрило эту инициативу. На призыв: «Только вперёд, только к победе до полного разгрома фашист­ской мрази» (говорилось в обращении комсомольцев «Белки») дружно откликнулись все комсомольцы и молодёжь Кировской области… По области на танковую колонну «Кировский комсомолец» было собрано около 5 миллионов рублей…

Без преувеличения можно сказать, что от взрослого и до пионера – все помогали фронту громить врага… Страна превратилась в единый боевой лагерь…

В июне 1941 года 100 пионеров города Слободского работало в пригородных хозяйствах предприятий на прополке овощей, борясь за высокий урожай и увеличение продуктов питания… В городе были соз­даны тимуровские команды, ежедневно помогающие семьям военнос­лужащих пилить дрова, носить воду, ухаживать за детьми…

Учителя города в летнее время заготовляли дрова для своих школ и семей фронтовиков…

Работа по сбору тёплых вещей и белья для Красной Армии была развёрнута ещё в сентябре 1941 года. Председателем районной комис­сии по сбору тёплых вещей был секретарь райкома партии по кадрам тов. Бородин В.И. На 25 сентября 1941 года по области было собрано более 2 тысяч валенок, 3 тысячи меховых рукавиц, около 9 тысяч варе­жек и перчаток, 7 тысяч шапок и много других тёплых вещей. На фронт посылались посылки, письма.

Много внимания требовала помощь семьям военнослужащих. Цен­тральный комитет партии учил нас, как надо рассматривать эту по­мощь. В указаниях ЦК партии и Советского правительства говорилось:

«Забота о семьях военнослужащих есть половина всех забот о Красной Армии»…

Райком партии, райисполком, горсовет заняты были приёмом и размещением эвакуированных детей и взрослых, организацией и об­служиванием госпиталей, устройством воинских частей.

Госпиталями заняты были помещения райкома и райисполкома, отдельных школ, дошкольного педучилища и другие здания города и района (Вахрушево, Волково). Воинские части были размещены не только в городе, но и в землянках около города Слободского. Сотни эва­куированных детей и взрослых размещены были в районе. Первая пар­тия в количестве 406 детей, эвакуированных из Ленинграда, прибыла в Слободской уже 30 июня 1941 года.

Со взрослыми эвакуированными иногда бывало и так: по плану области часть эвакуированных направлялась в соседние со Слободским районы. Оказавшись в Слободском, некоторые из эвакуированных за­являли: «Дальше нет железной дороги, и мы не поедем. Размещайте нас в городе»… Помнится и такой случай. В одной из школ города временно были размещены эвакуированные женщины. Надо было начинать но­вый 1941-1942 учебный год, а женщины заявили: «Из школы не поедем, если не разместите нас в городе»… Райвоенком тов. Рысин [П.Е.] прихо­дит в райком партии и говорит: «Женщины отказываются освободить школу, а других помещений в городе нет. Помогите»… Пришлось идти с ним секретарю райкома и вдвоём убеждать женщин…

Тов. Рысин [П.Е.] был опытный военком, спокойный, выдержанный человек, хороший коммунист, добросовестный работник, душевный то­варищ. Он много помогал райкому в его работе. Тов. Рысин [П.Е.] погиб на фронте Отечественной войны…

Слободской расположен на «бойком месте», и это во время войны приносило дополнительные заботы и огорчения руководителям райо­на. Постоянного, как теперь, моста через реку Вятку не было. Зимою ездили по льду, а как река очищалась ото льда, строили временный де­ревянный мост на сваях. Стоило лесосплавщикам пустить по реке дре­весину (молем), так и затор у моста. Мост вместе со всей массой древе­сины уплывал по Вятке. Жалоба в обком от Белохолуницкого завода: «Из-за Слободского не можем отгрузить продукцию фронту». Снова слобожане «сооружают» мост. Снова его сносит. Опять жалоба на слобо­жан. И это до тех пор, пока не прекращается молевой сплав.

Дополнительной заботой слобожан была и такая: звонит в райком по телефону начальник Слободской железнодорожной станции тов. Иванов и говорит: «Второй день стоят вагоны с военнопленными. Белохолуницкий район не выслал лошадей, чтоб отвести военнопленных в госпиталь»…

Райисполком (председатель тов. Клюшин В.Т.) даёт указание сельсоветам Слободского района: «Выслать из колхозов подводы на желез­нодорожную станцию». Приезжают женщины и подростки. Спрашива­ют: «Чего везти и куда?» Им отвечают: «Надо отвезти в Белую Холуницу военнопленных»… Многие из женщин заворачивают лошадок обратно, заявляя: «Бандитов не повезём… Пусть пешком идут… Они убили наших мужей, братьев, сыновей, да ещё их везти!»

Секретарь райкома, председатель райисполкома, райвоенком на железнодорожной станции… Вагоны освобождены… Женщины и под­ростки повезли пленных в Белую Холуницу…

Надо было бы «пожаловаться» в область на белохолуницких товарищей, но дел много, да и слобожане – незлопамятный народ…

Большие трудности для Слободского вызвала война. Автотранспорт и часть тракторов были мобилизованы на фронт. Железная доро­га была занята перевозкой людского состава и грузов для фронта… Для подвозки топлива предприятиям надо было изыскивать другие пути… Опять директива райисполкома в адрес колхозов: «Выделить лошадей на подвозку дров»…

В один из зимних дней приходит в райком партии секретарь парт­бюро меховой фабрики «Белка» Катя Бурова и сообщает: «На фабрике на исходе топливо… Рабочие заготовили за рекой дрова. Автомашины были отправлены на фронт. У нас есть такая мысль: устроить воскрес­ник по вывозке дров на санках силами коллектива, пока дирекция ре­шает вопрос о транспорте. Иначе фабрика может остановиться».

Райком поддержал «мысль» секретаря партбюро. Договорились, что во главе похода будут коммунисты, комсомольцы, руководство фа­брики, секретари райкома партии. Воскресник прошёл успешно.

Большие осложнения создались в городе с торговлей хлебом. До войны муку на хлебокомбинат возили из Кирова. Началась война, и эта возможность исчезла. Зерно надо было размалывать на месте. Во­додействующие мельницы в районе, как правило, были заброшены. Не было в городе и мельничного хозяйства. В какой-то мере вышли из по­ложения так: организовали мельницу на пивоваренном заводе (заведо­вал мельницей тов. Кашин). Мотор для мельницы дал спиртовой завод (тов. Игохин), а меховая фабрика «Белка» (тов. Воробьёв) обеспечивала электроэнергией. Производительность такой мельницы явно не обе­спечивала суточной потребности в муке, что создавало большие оче­реди у хлебных магазинов. В особо острых случаях выручал слобожан управляющий областной конторой «Заготзерно» тов. Дряхлов [М.П.], разрешая использовать часть муки из резервов. Порою магазины не в состоянии были отоварить хлебные карточки. Карточная система была введена в Слободском в сентябре 1941 года. Норма отпуска хлеба была следующая: рабочим и ИТР – 800-600 граммов, служащим – 500-400 граммов, иждивенцам 400 граммов, детям 400 граммов в день на чело­века. Острой и сложной была работа торгующих организаций города во время войны. Бюро райкома партии направило на работу начальником Слободского горторга старого члена партии, опытного партийного ра­ботника т. Амурских B.C. Он участник Великой Отечественной войны.

Тяжело было в городе с водоснабжением. Водопровод в Слободском построен был до революции. Он не обеспечивал водой такого количе­ства населения, которое проживало в городе в военное время. К основ­ным жителям прибавились воинские части, эвакуированные (на ноябрь 1941 года в Слободском (и городе, и районе) уже было размещено эва­куированных 5655 человек). Расход воды был такой, что если дать воду в баню, то не хватало воды на заправку паровозов на железнодорожной станции.

Большой недостаток испытывался в электроэнергии. Городская электростанция давала всего 160 квт, а 7 электроустановок предприя­тий – 1480 квт. В напряжённые моменты, когда испытывалась острей­шая нужда в электроэнергии, а это случалось часто, выручала меховая фабрика «Белка» (ведал этим зам. директора фабрики тов. Кадачигов. Погиб на фронте).

Культурные запросы населения, воинских частей и раненых, находящихся в госпиталях, обслуживались силами учителей, работников культурно-просветительных учреждений и коллективом областного драматического театра имени С.М. Кирова. В 1941 году облдрамтеатр переехал на жительство в город Слободской и работал в клубе меховой фабрики «Белка». Артисты театра ставили спектакли, устраивали вече­ра, давали концерты в клубах, воинских частях, госпиталях.

Вспоминается мне один из вечеров, так называемый «прощальный», в связи с переездом облдрамтеатра обратно в Киров. На вечер были приглашены руководящие работники города и района. Присут­ствовал весь состав актёров. Руководство театра благодарило слобо­жан за хороший приём и заботу о театре, многие актёры выступали с декламацией, носившей патриотический характер… Настроение было приподнятое. На фронтах Отечественной войны фашистские «молод­чики» получали ощутимые предметные уроки прочности Советского социалистического строя… И вот, в выступлении одного из актёров про­звучали нотки усталости и пессимизма. Надо было подправить этого товарища. Секретарь райкома партии обратился к выступившему актё­ру тоже с декламацией:

«Ты вышел из толщи народных глубин,

Певец пролетарских красот,

Взращённый в неволе суровых годин

Средь душного мрака невзгод.

Тоски мы не слышали в песнях твоих

И жалоб на злую судьбу…

Звучал бесконечною верой твой стих

И звал в роковую борьбу» и т. д.

Поняли присутствующие, понял и выступавший до этого актёр, что уныние, пессимизм не присущи советскому народу, ведущему героическую борьбу с фашизмом.

С первых же дней войны сменились и повестки дня заседаний бюро райкома партии. Например, 22 июня 1941 года бюро обсуждало вопрос «О мобилизации военнообязанных», 25 июня – «О противовоздушной обороне», а в последующем: «О военном обучении коммунистов, ком­сомольцев и всего населения», «Утверждение Слободского состава ис­требительного батальона» (в количестве 99 человек), «Об оказании помощи семьям ушедших в ряды Красной Армии», «О состоянии рабо­ты эвакуированных детских учреждений», «О привлечении рабочих и служащих на уборку урожая», «О подготовке в Слободском 500 бойцов – истребителей танков из комсомольцев и молодёжи города и района», «О мобилизации 425 человек населения района на оборонные работы», «О работе комсомола в военное время» и многие другие вопросы, свя­занные с выполнением заказов фронта предприятиями, промартелями и колхозами района…

Бюро райкома на своих заседаниях многократно обсуждало вопрос об отборе коммунистов и комсомольцев на фронт в порядке партийной мобилизации для усиления партийно-политического влияния в ча­стях Красной Армии. При беседах с идущими на фронт в порядке пар­тийной мобилизации не было ни одного случая отказа. Коммунисты и комсомольцы заявляли: «Доверие Слободской партийной организации оправдаю!»

Почти на каждом бюро райком снимал с партийного учёта коммунистов и ликвидировал партийные организации в связи с выбыти­ем членов партии в армию. Например, перестали тогда существовать первичные партийные организации райпотребсоюза, райфинотдела, при Ильинском сельсовете и другие… Позднее эти парторганизации восстанавливались за счёт нового приёма в партию и эвакуированных коммунистов, но это пополнение не могло довести численность партор­ганизации района др уровня довоенного времени… В IV квартале 1941 г. численность районной партийной организации снизилась до 625 ком­мунистов (вместо 1140 в первом квартале 1941 г.]

Огромные трудности создались во время войны в колхозах райо­на, и всю тяжесть этих трудностей вынесли на своих плечах женщины и подростки. В ряде колхозов пахали на быках и коровах, так как ло­шади были в армии. Чтобы обеспечить колхозы семенами, женщины в весеннюю распутицу на себе носили овёс и другие культуры с пунктов «Заготзерно»…

Большую помощь райкому в преодолении трудностей оказывали Центральный и областной комитеты партии. В районе неоднократно бывали: первый секретарь обкома тов. Лукьянов, другие секретари и работники обкома (тт. Тупицын М.Н., Березин П.А., Кочергин И.А.), а так­же представители ЦК партии…

Е.Д. Старостин ГАСПИ КО. Ф. Р-6810. Oп. 1. Д. 118. Л. 9-20.

Author: iazasniall