ПАНТЕЛЕЕВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ полный кавалер ОРДЕНА СЛАВЫ

Воспоминания Ивана Алексеевича Пантелеева

из Совья.

 

Родился я в 1925 г. в с. Рязань Шестаковского района Кировской области в семье крестьянина. Семья наша была большая, 6 детей, а всего 10 человек. В 1940 г. окончил 7 классов и поступил в 8 класс Шестаковской средней школы. Но учиться дальше не пришлось, т.к. с осени 1940 г. была введена плата за обучение в средней школе. Родители были не в состоянии оплатить учёбу, ввиду большого несчастья, настигшего нашу семью (в 1939 г. сгорел дом), и мне, естественно, пришлось зиму 1940-1941 гг. работать в колхозе. Работал подручным мастера на маслобойке (были тогда такие цеха по переработке льносемян на масло). Весной пахал на лошади, был плугарем на тракторе. 22 июня работал снова в маслобойке, так нас застала война. Тогда уже стало не до учёбы, работали 12-14 часов наравне со взрослыми. В декабре 1941 г. поступил на курсы трактористов при Шестаковской МТС. Окончил в марте 1942 г. Лето 1942 г. работал на тракторе СХТ. Зиму работал на лесозаготовках.

Весной 1943 г. перешёл работать на гусеничный трактор Т 2 Г (газогенераторный). 5 июля 1943 г. призван в армию и был направлен в г. Казань в 45-й учебный противотанковый полк ПТР, где прослужил до ноября 1943 г.

С ноября по январь – 34-й учебный танковый полк, с января по март – 1-й запасной танковый полк.

В марте 1944 г. – 12-я самоходно-артиллерийская бригада. Наводчик САУ-76. В марте бригада выехала на фронт. Боевое «крещение» принял 9 апреля 1944 года под городом Ковель.

Бригада в составе 69-й армии принимала участие в боях в составе 1-го Белорусского фронта. Вспоминается такой случай: нам было приказано занять оборону на восточной окраине деревни. Как положено замаскировали машины, выкопали ровики на случай бомбёжки. Только начали готовить ужин, деревню начали бомбить. Ровики нас спасли, а ночью немцы заняли западную окраину деревни, так всю ночь и простояли, ни та, ни другая сторона ничего не предпринимая. На утро нам пришлось отойти км на 3, так как пехотного прикрытия у нас не было, а нашу САУ-76 можно было легко уничтожить одной гранатой.

После этого фронт стабилизировался. Нас отвели в лесной массив, где занимались боевой подготовкой. В августе месяце 1944 г. 1-й Белорусский фронт перешёл в наступление, вышли на реку Западный Буг, сходу форсировали его и, взаимодействуя с частями 2-го Гвардейского Кавалерийского корпуса, в ночном бою взяли г. Холм.

За эту операцию я был награждён орденом Славы III степени.

На 2-й день наш экипаж выделили в группу головного дозора, в состав которой входили два танка Т-34, один Т-70 и два САУ-76. Задача нашей группы войти в соприкосновение с противником. Только к вечеру, когда прошли почти 70 км, нас обстреляли со сторожевых вышек на восточной окраине г. Люблин.

Не имея пехотного десанта, на ночь в город войти не решились. Командир группы капитан Борисов приказал занять круговую оборону. Утром к нам подошла танковая часть, по-моему, даже не нашей армии, с которой мы вошли на окраину города, где также встали, чтоб не иметь противника сзади.

Войдя в город, выяснили, что нас обстреляла охрана концлагеря «Майданек» и, увидя нас, разбежалась. Так мы стали «невольными» освободителями десятков тысяч заключённых в этом концлагере. Связи с частью не было. А в городе продолжался бой, который не стихал ни днём ни ночью. Где-то сутки на пятые ночью слышим шум двигателей из города на восток и видим: идёт средний танк, за ним – броне­транспортёр, легковая машина и ещё 2 танка с десантом на броне. Они прошли без выстрела, и мы не дышали (т.к. пехоты у нас нет), чуть не пообломав у нас стволы орудий. Наконец на седьмые сутки нас нашёл офицер связи бригады, и мы соединились со своими частями. Позднее выяснилось, что немцы нашу группу пропустили на Люблин и где-то на половине пути перекрыли дорогу Холм – Люблин довольно крупной группировкой. А Люблин к тому времени был окружён, и наши войска вышли уже к Висле, форсировав её. Гарнизон города Люблин, видя безвыходное положение, покидает город, но не на запад, а на восток, на соединение с той группировкой, что нас отрезала от части. Вот так у нас под носом ушёл из города его комендант генерал-лейтенант Мозер со своей свитой. Далее плацдарм на западном берегу Вислы, бои по его расширению и подготовка к зимнему наступлению 1945 г., которое началось 12 января 1945 г. с Пулавского плацдарма.

Орденом Славы II степени я был награждён в феврале 1945 г. за взятие г. Радом, далее после Радома наш путь лежал на Лодзь, Познань. Хочется остановиться на боях в г. Познани. На рассвете где-то в начале 20-х чисел января наши войска ворвались на окраину Познани на аэродром. Охрана, естественно, разбежалась, и все самолёты остались на месте, ни один не взлетел, пришлось некоторым «порубать хвосты» и, самое главное, испортить взлётную полосу. К полудню подошли к знаменитой Познанской цитадели, полностью её блокировав. На блокировании цитадели простояли трое суток. Здесь 22 января 1945 г. я получил партийный билет члена ВКП(б).

После снятия блокады наш путь лежал в Германию на Одер севернее г. Франкфурта. Здесь отдых, пополнение, и – на западный берег Одера, подготовка к решающему наступлению на Берлин, до которого было 120 км.

Навсегда осталось в памяти 16 апреля 1945 г., когда под свет прожекторов пошли в решающее наступление. Далее в полдень, когда солнце стояло в зените, на земле было сумрачно от дыма, пыли, выхлопных газов.

К сожалению, память всего не сохранила, как проходил этот бой в деталях, но на второй день погиб наш механик-водитель Геннадий Трушников из Тобольска, смертельно раненный, помер у меня на руках.

В этих боях 2 раза приходилось форсировать реку Шпрее в районе г. Фюрстенвальде, где пришлось отбиваться от немецких «тигров» их же оружием – «Фаустпатронами»4.

Где-то в последних числах апреля, 26-27-го, нашу бригаду перебросили на уничтожение окружённой группировки юго-восточнее Берлина. Известие о падении Берлина нас застало на даче Геринга, где мы стояли после капитуляции группировки. Конец войны 9 мая встречали на Эльбе в районе г. Магденбург. За все эти бои был представлен к ордену Славы I степени, которым награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 г.

Хочется вспомнить добрым словом командира САУ, теперь уже покойного Н. И. Фасова, механика Г. Трушникова и заряжающего Г. Ф. Кошелева, раненного на Висле, которые передавали мне боевой опыт и, как могли, оберегали меня от тягот фронтовой жизни.

ГАСПИ КО. Ф. Р.-6810. On. 1. Д. 205. Л. 69-72. Рукопись.

Author: iazasniall