Тихомирова, А. Прошел дорогами войны [Ларионов Анатолий Васильевич родился в д. Зяблово Лутошкинского с/с Шестаковского р-на, участник Великой Отечественной войны] / А. Тихомирова // Центр города. – 2018. – 4 мая (№ 18). – С. 2.
По информации заместителя главы администрации г. Слободского А. В. Кротовой, в нашем городе сегодня проживает 25 участников Великой Отечественной войны. Это те, кто с оружием в руках защищал Родину от немецко-фашистских захватчиков. Фронтовики – последние свидетели самой кровавой и жестокой войны, которая унесла свыше 26 миллионов жизней советских людей. Своими воспоминаниями о войне накануне 73-го Дня Победы поделился 92-летний слобожанин Анатолий Васильевич Ларионов:
«На войне мне пришлось быть недолго, но в целом служил Родине семь лет – в армию меня призвали 11 ноября 1943-го, а демобилизовали 28 ноября 1950 года. Война пришлась на мои молодые годы, и всю жизнь забыть ее невозможно. Я родился в 1926 году в д. Зяблово Лутошкинского сельсовета Шестаковского района. Семья у нас была большая: три брата и три сестры. В 1941 году я закончил семилетку, но дальше учиться не довелось. Мужчины уходили на фронт, рабочих рук не хватало, и мне пришлось работать в колхозе – летом в поле, а зимой в лесу на лесозаготовках. На другом берегу реки у д. Пыреги был организован леспромхоз, где мы работали ручной пилой на пару со снохой – нужно было каждый день своими руками заготовить по 6 кубометров древесины.
Нас, молодежь, частенько вызывали в военкомат – вели подготовку с призывниками. А когда пришел срок уходить в армию, то новобранцев отправили в Киров пешком. Мы прошли курс молодого бойца в Порошино, а весной на пароходе переехали в лагерь в Вишкиль, где обучались еще три месяца. Оттуда нас направили в г. Ивантеевку под Москву, где разбросали кого на фронт, кого дальше обучаться. Меня выучили на радиотелеграфиста 3 класса и отправили на фронт. Но в Белоруссии на станции Березина состав остановился. Это были последние дни апреля 1945 года. На станции базировалась 144 танковая бригада, освобождавшая Восточную Пруссию, в которую нас и зачислили.
А в начале мая переодели в новую форму (все обмундирование было английское), выдали противогаз, лопатку, автомат ППШ и отправили в Германию. Настроение у нас было боевое, многие рвались в бой, чтобы добить врага в его логове. Довезли нас до Магдебурга, а тут и война закончилась. Этот город был воротами на Берлин и в те дни был забит техникой и людьми – смотришь вокруг и не понимаешь, что творится. Когда наступил День Победы, было всеобщее ликование, солдаты кричали «ура», стреляли в воздух, обнимались.
А нам пришел приказ – ехать в командировку. Сформировали отделения: по 10 бойцов с командиром и санинструктором. Затем объявили задачу, подогнали машины и тысячи солдат развезли по Германии по животноводческим фермам. Ферма, куда мы попали, была такой же, как в нашем колхозе. Работали на ней советские пленные – две женщины и два мужчины. Помню, женщины были из Гродно и Витебска, а мужчины из Горловки и Донбасса.
Нашей задачей было перегнать стадо из 300 немецких коров в Советский Союз. Гурты вражеского скота шли в страну-победительницу один за другим. Таким образом, компенсировались потери, которые претерпел советский народ во время войны. Гнали мы этих коров через всю Германию, Польшу до самой Белоруссии, 7 месяцев пришлось провозиться. Вышли в путь в мае, а финишировали в ноябре на станции Осиповка неподалеку от Бобруйска. Надо сказать, дело это было очень непростым. Дороги там были, в основном, хорошие, а вдоль обочин колючая проволока натянута. Мы шли по местам недавних боев, практически под каждым кустом видели разлагающиеся трупы погибших солдат – немцев и наших. Вся местность вокруг заминирована, чтобы танки не могли пройти. Попробуй, стадо прогони! Однажды одна спесивая корова свернула в болото, за ней другие полезли. А мы вслед за коровами, чтобы их обратно выгнать. Командир нам кричит: «Стоять, мины везде!» Как начали мины взрываться, так коровы в воздух и полетели, 23 головы погибло. Дальше скот гнали все время под страхом: если коров поубивает, то с чем до конечного пункта доберемся?
На станции Осиповка меня перевели в 63-ю стрелковую ордена Богдана Хмельницкого дивизию, которая освобождала Будапешт. В ней я служил до 1950 года, получил 1 класс радиста, трижды приезжал в отпуск в Слободской к брату. Моему старшему брату Михаилу 1913 года рождения досталось на войне больше всех. Он служил в Монголии, в боях с японцами получил боевое крещение. В 1938 году воевал у озера Хасан. После демобилизации ему не пришлось долго пожить дома. Только поступил работать в сырейный цех на фабрику «Бел как началась финская кампания, там 49 тысяч наших солдат погибло. Оттуда Михаил вернулся мой целым, но за месяц до начала Великой Отечественной его призвали в армию. Отец тогда сразу сказал: «Скоро начнется война». У брата было трое детей, и он матерью помогали снохе их воспитывать – наша семья жила дружно, во всем была взаимовыручка. Михаил всю войну прошел, служил в разведке, был ранен, контужен, но вернулся домой живым. Правда в мирное время недолго пожил и рано ушел из жизни.
Средний брат Николай тоже воевал. Во время войны ему повезло – раненого привезли на лечение в госпиталь на родину, в Слободской. В то время в здании Никольской церкви стоял лыжный батальон, вместе с ним подлечившегося брата отправили на фронт. Это конец, больше мы о нем ничего не знаем – брат пропал без вести в августе 1942 года.
Я многое на войне повидал, бывал в перестрелках, видел бомбленные города. До сих в глазах Смоленск, от которого остались одни трубы. Наша страна была очень сильно разрушена, много людей погибло ради Победы. Вспоминая о военных событиях, я благодарен судьбе – ведь если бы меня отправили на фронт чуть раньше, то вряд ли бы я вернулся с войны живым.
После демобилизации я приехал к родителям в деревню, а потом начал решать проблему с жильем. В городе была большая родня, и мне помогли построить дом, в котором живу до сих пор. Я 30 лет отработал на железной дороге, 62 года в любви и согласии прожил со своей женой Зоей Алексеевной. Вместе с женой мы воспитали двух детей. Дочь Светлана живет в Санкт-Петербурге, а сын Владимир – в Перми. Он пошел по моим стопам и стал инженером железнодорожного транспорта. Сейчас у меня три внука и внучка Елена, которая живет в Париже и подарила трех правнуков».
Вот уже пять лет, как после кончины супруги Анатолий Васильевич живет один. Но в его домашнем хозяйстве – полный порядок. В эти майские дни ветеран готовится к огородному сезону – ухаживает за рассадой помидоров, проращивает 4 ведра картошки, отобрал лук на посадку. 11 мая на помощь деду в огородных делах приедет из Санкт-Петербурга внук Александр, а летом навестят дочь с зятем. Конечно, годы берут свое, и все чаще подводит здоровье. Но крепок духом солдат Великой Отечественной войны, прошедший в своей жизни через многие испытания.