В ХVII – ХVIII веках вятские крестьяне занимались сельскими промыслами: рубили лес, ловили рыбу, охотились. Постепенно начали выделяться семьи, которые занимались только одним промыслом и секреты своего дела передавали по наследству. Так появились ремесленники. Ремесленники постепенно расширяли свои мастерские, набирали учеников и подмастерьев. Между мастерами всегда была конкуренция. Поэтому каждый стремился сделать товар лучше, чем у других.
Наиболее трудолюбивые мастера организовали небольшие заводы. Например, Николай Александров поехал в Москву, поступил рабочим на фабрику французской фирмы по производству лайковых перчаток и прошел полный курс по всем производственным операциям. Через год он вернулся и наладил свое производство перчаток. Когда спрос на перчатки упал, Александров занялся производством водки, пива, кваса.
В Слободском уезде на 1880 год было более 80 видов промыслов:
Бондари, буранчики, бурлаки, валенщики, ведерщики, веревочники, веретенщики, вырубщики леса, вязальщики сетей, гармонщики, дегтярщики, делают скрипки, дрововоз, дровяники, дуб толкнуть, замочники, извоз, калачники, каменщики, кирпичники, клеить подборы, кожевники, колесники, кузнецы, кушачницы, лапотники, лекари, линовщики, ложечники, маляры, маслобойщики, мельники, мясники, обработка волокна, обработка волоса, овчинники, онучники, охотники, паклю теребить, пароходники, перевозчики, перчаточники, печники, пильщики, писари, плетюшники, плотники, повитухи, подхомутники, портные, посудники, приказчики, пряничники, речники, решётники и ситники, рукавичники, рыболовы, сапожники, синильщики, слесари, столяры, типографии рабочие, торговцы, фельдшера, хлебники, чеботари, чарушники, чулочницы, шерстобиты, шляпники, шорники, штукатуры, шубники, ямщики.
Изготовление изделий из дерева и лесоматериалов
Там, где сейчас стоит мост через Вятку, каждую зиму оборудовалась прямо на льду барка «сорокоуша». На барку грузили всякую древесную мелочь: кадки, ушаты, бочонки, ведра, корыта, ковши, совки, скалки, черенки к мотыгам и лопатам, метлы. Когда вода поднималась, барка отправлялась с купцом Сапожниковым до Астрахани, а там на вырученные деньги он закупал нужный для Слободского товар.
В д. Сапожнята была спичечная фабрика, качество спичек было одним из лучших в Европе. Дерево для спичек заготовляли в Ярославской волости. В 1887 г. был «Торговый дом И. И. Сапожникова с сыновьями». Была пекарня и сушечная фабрика на 100 рабочих мест, заведение по продаже фруктовых вод, продавал рябчиков за границу, торговал рыбой и щепными изделиями. Наладил производство экипажей и полевых кухонь.
Изделия из капа-корня (нарост на березе) появились в ХVIII веке, но настоящим художником по дереву считается Григорий Макаров, он придумал для шкатулок деревянные шарниры, делал табакерки, портсигары, вазочки. На выставке в 1829 году Макаров получил серебряную медаль «За трудолюбие и искусство».
Бондарный промысел был распространён по всей Пластининской волости (современный Шиховский сельский округ). Бондари изготовляли на заказ бочки, которые использовались на смолокуренных и винокуренных заводах уезда. Работали бондари обычно с 5 сентября по 15 апреля. Доски для бочек изготавливали из соснового леса, а обручи – из берёзы. Опытные бондари за сезон изготовляли до 70 «фурных» (большого размера) бочек.
Бондарным промыслом в Никулицком обществе занимались в деревнях Бабичи, Верхние Булдаки, Нижние Булдаки, Пашки, Потаповы. Промысел этот был очень распространён. Но, пожалуй, более других славилась своими бондарями деревня Пашки. Бондари изготовляли на заказ бочки, которые использовались под квас, пиво, брагу. Опытные бондари изготавливали за сезон до 50 бочек. Работали они в основном с сентября по апрель. Доски заготовляли из соснового леса, а обручи из березы. Ведерники и посудники изготавливали кадки, корыта, лохани, шайки, вёдра. На изготовление ведёр и посуды шла липа, лиственница и ель. Бочки делали в Жеребцовской волости 620 и Шепелевской 112 человек.
Лапти умели делать почти в каждой крестьянской семье, а в материале недостатка не было – он свободно рос в ближайшем лесу. На одну пару лаптей шло 12 лык. На изготовление лаптей шли только молодые липки. В Вятской губернии для изготовления сего предмета сводили около 80 тысяч деревьев. Этот промысел был развит в 15 губерниях.
Плетение из лозы, бересты, соснового корня
В недалёком прошлом плетёные изделия были предметами первой необходимости. Мода на плетение охватила Россию в ХIХ в. Среди наиболее крупных центров называется и Вятская губерния. Ассортимент до первой мировой войны был очень велик: всевозможная мебель, детские коляски, ширмы, этажерки, газетницы, цветочницы, дорожные сундуки, чемоданы, сумки, мелкая бытовая утварь (конфетницы, сахарницы, хлебницы, фруктовницы и т.д.), игрушки. В 1893 году была открыта земством на Вятке корзиночная (плетюшечная) мастерская. В 1909 году на международной выставке в Казани изделия вятской мастерской были отмечены Большой серебряной медалью. Наиболее популярны были плетение из лыка, лозы, бересты и резьба по дереву.
Корзины плели в Ярославской, Островновской, Маракулинской, Стуловской волости. Плетюшным промыслом в Никулицком обществе занимались более 50 человек. Особенно было развито плетение в деревнях Сунцовы, Кузнецы, Конец. Материалом для работы служили ивовые и черёмуховые прутья.
Промысел этот возник где-то в конце XVIII века и сохранился по сей день, передаваясь от отца к сыну. В деревне Сунцовы живёт потомственный мастер по изготовлению корзин-«долгушек» Дворяшин Михаил Геннадьевич. За выходной день он может сплести до 5 корзин. В деревне Кузнецы живёт Назаров Леонид Александрович – мастер «золотые руки» по изготовлению лукошек и бельевых корзин. Деревня Конец в прошлом веке славилась изготовлением рыбацких «морд». Здесь жили замечательные труженицы корзиноплетения Черепановы.
Плетение из соснового корня было сосредоточено в селе Бобино с ХVIII века. Промыслом занимались до 180 человек. Делали сундуки, складные кровати, кузова для детских тележек, корзинки для дамских шляп, баулы, посуду. Крестьянин Н. Т. Бабинцев получил на Казанской выставке серебряную медаль. Мастера были очень предприимчивы, они постоянно придумывали новые изделия. В 1930-е годы все Бобинские кустари объединились в промартель «Бобинская артель по плетению корневых изделий».
Шляпы из соломы делали в Слободском в 1888 – 1890 г. Первым распространителем этого промысла был мальчик Иван Елькин из Шестакова. 4 кустаря Елькин И. Л., Елькин В. И., Козлов Террентий Кириллович, Князев Кузьма Тимофеевич.
Ведёрный и посудный промыслы
Ведёрники и посудники 75 человек в Ярославской и Шепелевской волости изготовляли, главным образом, кадки, лохани и шайки, бочонки и вёдра. Лесной материал зачастую был покупным. На изготовление ведер, посуды шла липа, лиственница и ель. Из липы и ели делали кадки, из лиственницы – вёдра. За год мастер мог приготовить до 300–400 кадок различных размеров. В течение недели – до 10-15 кадок-«пудовок», а десятиведёрных – не более шести. В течение дня мастер мог изготовить два ведра.
Колёсный, санный и тележный промыслы
Колёсный промысел – один из самых старинных. Обычно мастерство передавалось от отца к сыну. Колёса для телег изготовлялись из дуба. Работали мастера летом. За неделю мастер изготовлял одну телегу. Тарантасы на железном ходу делали в Шепелевской волости.
Санным промыслом занимались в зимнее время. Полозья для саней пропаривали, а затем загибали. Сани изготовляли из дуба. Из одного дуба получалось до 10 саней. За неделю мастер мог изготовить двое саней. За пределы волости товар не вывозили, обеспечивали только свои населённые пункты.
Лодочным промыслом занимались не многие. Только в тех деревнях, где поблизости была река. Лодки изготавливали из досок, конопатили их. Лодки мастерили, в основном, весной. На изготовление одной лодки нужно было 7 дней.
Рогожный промысел
Рогожным промыслом занималось более 56 человек. Рогожи изготавливали из мочала на «рогожных станках». Рогожный стан был несложным приспособлением. Состоял из стоек, составляющих раму, двух железных колец, берда, иглы и затрепала. Работали рогожники в течение всей зимы, изготавливали кули и рогожи. В деревне Башлыки были мастера-кустари, изготавливающие из бересты бураки.
Наибольшую популярность завоевала не древесина липы, а её лыко (луб). Липовое лыко дало основу для двух старорусских промыслов – мочального и лаптевого. Мочало – это материал для плетения рогож. Из плетёных рогож делали кули для сыпучих продуктов, паруса речных барок, циновки на полы, укрытия от дождя. Редкие рогожи заменяли сети для ловли рыбы, птиц и зверей. Рогожи были одной их доходных статей российского экспорта. Из мочала готовили швабры и кисти, верёвки, канаты, упряжь для лошадей, снасти для лодок, для набивки тюфяков и мягкой мебели. Наконец, никто ещё не обходился без обыкновенной банной мочалки.
Так как некоторые деревни находились вблизи рек, то люди занимались изготовлением рыбачьих корзин и морд. Не зря на гербе города Слободского изображены верши для ловли рыбы.
Были ремёсла, которыми занималось небольшое число мастеров. Специалисты изготавливали из бересты бураки, выделывали деревянные бороны, лопаты.
Существовал ещё промысел по изготовлению берд. Бердовщики занимались приготовлением берд для ткацких станов. Обычно работали в течение двух месяцев. Для производства берда требовалась берёза. А для рамки – ель. У бердовщиков был специальный станок – приспособление для расщепления заготовок (щепы) на мелкие зубья. В день бердовщик делал по 5 берд. Рогожи изготовляли из мочала. Работали рогожники кустарно, а также устраивали «заведения» по 5 и более станков.
Токарный промысел
Токари изготавливали деревянные изделия на простейших станках. Делали хлебные чашки, деревянные тарелки, ступицы для колёс, поставы (деревянные чашки – подставки под бочки для стока смолы), прялки, веретёна, балясины и другие изделия. На изготовление этих предметов использовался липовый и осиновый лес. Токарные станки делали сами токари. Инструментами мастера были топор, стамеска, долото. Первые станки были примитивными,
Один приводил в движение станок, вращая маховое колесо, а второй обтачивал в это время деревянные заготовки. На токарном станке два мастера могли за неделю изготовить до 100–150 чашек или столько же поставов. Очень славились веретёна.
Самопрялочный промысел
Самопрялочный промысел был известен в деревнях еще в 30-х годах XIX века. Изготавливали «самопряхи» во многих деревнях: Ключи, Нижние и Верхние Вараксины, Смыки, Бараны, Колошины, Боровые, Рожки, село Никульчино. «Самопряхи» выделывали на протяжении многих десятилетий. В наши дни сохранившиеся «самопряхи» местные жители использовали для скручивания нитей при изготовлении рыбацких «намётов».
Столярный промысел
Столярным промыслом славилась Шепелевская волость и деревни Нижние и Верхние Булдаки, Пашки, Потаповы. Мастера занимались изготовлением оконных рам, сундуков, ящиков, деревянных ложек и вальков, делали деревянные грабли и трехрогие вилы. Особенно был известен мастер Булдаков Николай Дмитриевич из деревни Верхние Булдаки. Он изготовлял мебель: столы, стулья, комоды, буфеты. На заказ в город Вятку он делал тарантасы. Его мебель была с именным гербом, выбитой фамилией мастера. В его доме до сегодняшнего дня сохранились некоторые уникальные предметы мебели, которым более 100 лет: зеркало, буфет, стулья. Мастерство отца хранит его дочь Софья Николаевна в деревенской горенке. Эта горенка – поистине уникальный музей деревенской избы.
Резьба по дереву
Семейство Макаровых первыми на Вятке наладили выпуск изделий из капо-корня. Их мастерская стояла в Слободском на теперешней улице Ленина 68. Они делали красивые шкатулки, на которые был большой спрос. В 1829 году их изделия были удостоены серебряной медали на вставке в Астербурге.
Деревянные дома, построенные в прошлые века, отличались богатством декоративного убранства: наличники, ставни, двери. Резьбой по дереву украшали мебель, шкафы, подставки, полки, украшена резьбой вся церковная утварь. Сегодня произведения деревянной резьбы практически трудно увидеть в натуре, разве что можем ими любоваться на фотографиях и слайдах. Вся эта старинная красота «умерла» вместе со старыми домами, которые шли под снос.
Переработка продукции сельского хозяйства.
Шерстобитный и валяный промысел
Орудия производства мастеров были простые: биток, решётка и лучек. Шерстобитным промыслом занимались мало, в основном для своей семьи. Валяным промыслом занимались в деревне Бардаши и Чаузовы. Но валенщиков было мало. Известен был на всю округу в 30-е годы мастер-валенщик Петр Бабин из деревни Верхние Булдаки, который перенял мастерство отца и деда. Из шерсти изготавливали хомуты.
Из волоса животных изготавливали сита, решёта, щётки. В деревне Шинки у Сунцова Сергея был целая щетинная, расположенная под горой у реки Вятки. Необработанные кожи закупались весной с парохода. Работа была очень трудная. На неё дополнительно нанимались работники. Изделия из щетины продавались на ярмарках и базарах в Вятке.
Избитая шерсть шла на пряжу. Из пряжи вязали носки и чулки, варежки. Иногда пряжа шла на изготовление сукна для зипунов. На один зипун шло 13 фунтов шерсти.
Валяльщики и катальщики (80) были в основном в Стуловской, Ярославской, Шепелевской волости. В настоящее время известен мастер в деревне Конец Озерницкого с/п.
Вязание
Деревенские женщины вязали пуховые платки, косынки, шапки, носки, рукавицы.
Поясное производство в селе Волково и Шепелях. В 1847 г. девица Хрулева открыла домашнюю школу в Волкове и обучила за несколько лет плетению поясов 1082 девочки.
Выделка кож
Вахруши – кожевенное производство возникло в 1854 г, когда Тимофей Вахрушев с сыновьями основал 3 кожевенных завода. Переросло в современный кожевенно-обувной комбинат.
Успенское – выделка кож и сапожный промысел, филиалы Вахрушевских заводов.
Стулово – овчинно-шубные, скорняжные, сапожные предприятия в начале ХХ века.
Волково – кожевенное производство, имелись мельница и сарай для обжига кирпичей, 11 кузниц. До войны артель «Такелажник» изготавливала ложки и котелки для армии.
Карино – кожевенное производство.
Скорняжным промыслом занимались больше мастера-овчинники, выделывавшие овечьи шкуры. Чаще всего мастера выполняли частные заказы. Лишь немногие скупали овечьи шкуры, выделывали их, а затем продавали. Выделывались овчины белые и дублёные. Работали овчинники обычно зимой, с октября и до весны. Занимались выделкой шкур в жилых избах.
В 1860 году скорняжным промыслом в Никулицком обществе занимались около 40 человек. В основном это были овчинники – мастера, выделывающие овечьи шкуры. Овчинники выделывали домашние кожи, а так же брали частные заказы в деревне. В селе Никульчино был богатый мастер Бяков, который содержал мастерскую по переработке кож. Изба-мастерская по переработке кож находилась под горой у реки Вятки. Выделанные шкуры увозились в Вятку на шубно-овчинную фабрику (на сегодняшний день ООО «Метако»).
Сапожный и башмачный промысел
Сапожным и башмачным промыслом занималось более 200 человек. Новые сапоги и башмаки шили на заказ. Особенно были известны мастера-сапожники из деревни Навалихины. Этот сапожный промысел передавался от отца к сыновьям.
Широко был развит во всем Никулицком обществе промысел по пошиву «шубенок». По сей день живёт и шьёт чудесные меховые «шубенки» потомственный мастер в пятом поколении из деревни Бушмели Дворяшин Юрий Васильевич.
Пошив сапог был очень развит в деревне Навалихины. Практически до 80-х годов ХХ века жили здесь мастера сапожной династии. По воспоминаниям старожила А. П. Жестковой, сапоги были высшего качества. У неё и по сей день сохранилась такая пара сапог, которые стачал ей мастер Михаил Васильевич Сунцов в 1951 году. На пляски в то время девчата ходили в деревню Боровые за 7 километров, сапоги несли в руках и одевали их только в клубе. Так и сохранились эти сапожки до наших дней. Последние из династии мастеров два брата Михаил и Василий Сунцовы занимались сапожным промыслом до 1968 года.
Верёвочники
Верёвочников было немного. Несколько мастеров-верёвочников жили в деревнях Навалихины, Рожки, Колошины. Они изготовляли верёвки из пеньки (конопляное волокно), которое закупали в ближайших деревнях и в Малмыжском уезде. Пенька сначала обрабатывалась («трепалась»), затем её пряли. Потом вили верёвки. Работали обычно втроём – один человек вращал колесо, двое вили верёвки из конопляной пряжи. В течение свободного от сельскохозяйственных работ времени верёвочники изготовляли от 100 до 150 пудов верёвок.
Ткачество
Одно из старинных занятий – ткачество – было развито в наших местах издавна. В каждой крестьянской семье женщина-хозяйка умела основать новину, выткать холст. Ткацкое производство было распространено в каждой волости, в каждом населённом пункте. Ткали холст из льняной пряжи. Прежде чем приступить к работе, женщины готовили пряжу из льноволокна. Перед тем, как спрясть, лён мяли, чесали. По необходимости льняную пряжу красили (синили).
Крашение
Особым ремеслом было крашение (синение) ткани или пряжи. Чаще всего красильщики «синили» (красили) холсты и пряжу, которые приносили им крестьяне-заказчики. Работали красильщики зимой или же весной. Краску мастера-красильщики закупали на Нижегородской ярмарке, на Алексеевской ярмарке в Котельниче. В уезде распространённым приёмом крашения был способ синения в горячем растворе краски. К началу ХХ века, с распространением покупных тканей (мануфактуры), необходимость в крашении стала отпадать. В 1830 г. в Слободском была красильня И. Д. Корноухова, велась набойка ситцев.
Портняжное ремесло
Занимались портные пошивом зимней и летней крестьянской одежды, их было около 500 в Стулове, Шепелях. Рукавишников – 64 в Ярославской, Стуловской, Шепелевской волостях.
Кроме местных в деревни приходили портные из города, из Волковского прихода, Филимоновского общества. Чтобы иметь работу в течение зимы, мастера со своим инструментом (ножницами, иглой и напёрстком) должны были ходить по деревням в поисках заказов. Портных в Никулицком обществе в 1886 году было около 20 человек. В деревне Бушмели сохранилась семейная традиция портного производства, которая передавалась от отца к сыну, практически до 70-х гг. ХХ века. Последний мастер по пошиву верхней одежды Сунцов Леонид Полуньевич умер в 1975 году. Пиджаки, жакетки, полупальто – все эти вещи еще в наши дни носят бабушки. Старожилы с особой гордостью вспоминают последних мастеров портной династии Дворяшиных. Два брата, Леонид Павлович и Сергей Павлович, умерли в 1989 году. У М. Г. Дворяшиной сохранилась бостоновая жакетка, сшитая отцом Павлом Михайловичем в 1948 году. Все заказы на одежду из бостона отдавали только мастерам династии Дворяшиных. На сегодняшний день сохранился их родовой дом, построенный еще в ХIХ веке.
Маслобойное производство
Маслобойное производство было обычным делом почти в каждой деревне. Из сметаны били масло. Но кроме того делали льняное и конопляное масло. Производство было небольшое, в основном для местного потребления. Маслобоен было 12. Производили здесь в основном льняное масло. Оборудование маслобоен было обычным: посредством конного привода выжимали масло деревянными колодами. Маслобойни работали зимой. Масло производилось из льняного семени, которое привозили крестьяне-заказчики. Семя льна они покупали на ярмарках, в основном на Алексеевской в г. Котельниче. За выделку масла владелец маслобойни брал плату, кроме того оставлял себе весь выбой (остатки от производства масла – льняной жмых). Производили на маслобойнях и конопляное масло. Посевы конопли были значительными. Маслобойни, которые изготовляли масло на продажу, вырабатывали его за год от 50 до 150 пудов. Продавали масло на базарах.
Пищевые производства
Деревня Пивовары (между д. Степкины и Стеклозаводом) с ХVIII века выращивали 80- 100 тычин хмеля, варили пиво деревенское.
Мельников было 300 человек. В Слободском уезде было 125 водяных мельниц, 29 ветряных, 15 конных.
Калачников – 85, пряничников -22 , почти все в городе (2 в селе), хлебников – 32, булочников 22, мясников – 107.
Охота и рыболовство
Охота и рыболовство – древнейшие промыслы населения Слободского уезда. Не зря на старинном гербе Слободского изображены рыболовные верши. Рыболовство было очень распространено, так как многие деревни располагались вдоль рек. Ловля рыбы начиналась весной, когда вода в реке начинала убывать и продолжалась в течение всего лета. На Вятке рыбаки в течение лета добывали по 15–20 пудов (140 – 250 кг) рыбы. Рыбу ловили сетями, намётами, мордами, бреднями, мережами, частухами, удочками. Рыба водилась в реке Вятке различная: сом, язь, стерлядь, лёщ, судак, щука.
В 1886 году упоминаются среди охотничьих трофеев лиса, бобр, белка, заяц, рябчики. Шкурки животных продавались разъезжающим по деревням скупщикам. Мясо рябчиков, зайцев оставлялось себе в пищу.
Добыча и переработка полезных ископаемых
Стекольный завод основан в 1885 г. в д. Лобовики Денисовского сельского поселения. Производили стеклянную посуду и стекло для окон. В 1994 г. завод был закрыт.
Добывали известняк. Было 19 известковых ломок в Стуловской волости в деревне Степуринской и Чирках.
Гончарное производство
Гончарное производство было редкостью, потому что требовало для обжига очень высоких температур в течение длительного времени.
В Никулицком обществе гончарное дело было развито в деревнях Навалихины, Бардаши, Чаузовы. Именно здесь на берегу реки Вятки, в откосе горных пород, была найдена глина для гончарного производства. По данным за 1886 год, в этих деревнях было 12 гончаров. Некоторые мастера умели изготовлять лаковую посуду, покрытую глазурью. Мастерских горшечники не имели, работали они дома. Изготовленные горшки продавались прямо из дома или на базаре в селе Никульчино, на ярмарке в Вятке. Горшки в то время были одним из самых ходовых товаров.
Хорошие горшечники жили в деревне Навалихины. До 60-х годов ХХ века в этой деревне проживала старинная семейная династия Навалихиных.
Из воспоминаний Степановой В. Г.: «В нашей семье каждую весну покупали два глиняных горшка. Эти новые горшки бабушка использовала под «варёное» молоко. Зимой в этих горшках тушили картошку с мясом, морковь, свеклу, варили «гороховицу». Старые горшки использовали для хранения круп».
Изготовление кирпича
Промысел этот имел характер ближнего отхода. Работа велась в специально устроенных заведениях – «кирпичных сараях». В работе кирпичников существовало разделение труда: одни копали и возили глину, другие топтали (месили) её, третьи делали из этой смеси кирпичи, а четвёртые – обжигали. Работа по изготовлению кирпича начиналась весной (в мае), а заканчивалась глубокой осенью (в октябре). Было в нашем уезде несколько кирпичных заводов. Производительность их достигала от 10 до 100 тысяч штук кирпича в год. В селе Роговом Тимофей Чукавин придумал способ, как обжигать кирпич круглый год, даже зимой.
Кроме кирпичников в уезде были еще и мастера-каменщики (70 человек). Промысел этот имел характер ближнего отхода. Каменщики уходили на заработки весной или в начале лета, работали в пределах уезда.
Печники
В уезде насчитывалось 50 печников. Этот промысел тоже носил характер ближнего отхода: как правило, печники уходили на заработки в другие общества, а порой и другие волости.
Ремесла, связанные с обработкой металла
Успешной работе всех производств город был обязан мастерам металлообработки: кузнецам, медникам, литейщикам, умевшим отковать или отлить любую деталь к самой сложной машине. Паровые котлы отливали на своем огороде братья Косаревы, Вдоль речки Котлянки (между улицей Ленина и Советской) издавна обосновались мастера медных дел. Сюда сведены были два медно-чугунолитейных завода, две мастерские Косаревых, две литейки Шангиных, на углу Гоголя и Свободы до сих пор стоит дом, где была мастерская Ситниковых. Колокола отливали семья Бакулевых, Каркиных, Макушиных, Поповых – они также делали самовары. Колокола на Руси появились в эпоху Петра I. Их привезли из бельгийского города малина. Поэтому до сих пор существует понятие «малиновый звон» – чистый мелодичный звук. Чтобы добиться чистоты звона необходимо соблюдение точных пропорций меди, олова, серебра.
Кузнечное дело
Из истории никульчинских храмов известно, что в 1452 году в Никулицине был устроен предел в честь святых бессеребренников Косьмы и Дамиана, покровителей кузнецов и металлургов, которых, вероятно, было большинство среди местных ремесленников. Это говорит о типичном для России крестьянском промысле никульчан – производстве кричного железа. Не случайно при раскопках были найдены остатки кузнецы и домницы, металлургический шлак, предметы литейного брака, залежи медной и железной руды.
Кузнецов почитали, часто по договору детей отдавали в помощники кузнецу, учеником в кузню. Две потомственных династии кузнецов жили в деревне Сунцовы: семья Сунцовых и Дворяшиных. Последний из династии Дворяшиных Леонид Васильевич умер в 2006 г.
В Слободском была улица Кузнечная (Грина). Кузнецы могли не только подковать лошадь, но и сделать узорную решетку на крыльцо, например на ул. Ленина 69. Кузнецы были в Ильинском (150), Ярославской волости (75), Шепелевской (50).
Медники и серебряных дел мастера
Славился Слободской серебряных дел мастерами. Среди них были настоящие художники: серебряная церковная чаша-дароносица сделана Василием Базановым и чеканный ковш Дмитрия Агафонова с личным клеймом украшают Исторический музей и Оружейную палату. Серебром занимались Бородин, Платунов, Поторочинов, Тетерин, Рычков, Шилов, Гуняев, Ефимов. Сын серебряника Дмитрий Воробьев делал в домашней мастерской часы. Для колокольни изготовил часы мастер Рысев. Бронников умудрился сделать часы даже из дерева. Его первые часы купил японский вельможа.
Серебряных дел мастера в Слободском упоминаются в материалах слободской управы: «Декабрь 1803. Мастерами в старшинские товарищи серебряного цеха выбраны Николай Рысев и Василий Базанов». Делали оклады к иконам, церковную утварь.
В конце ХVII века в Слободском Трифон Каркин открыл колокололитейный завод, в 1692 г. отлил колокол для Вятского кафедрального собора. В ХIХ династия Каркиных переходит на отливку ямских колокольчиков. Существовали 3 мощных центра производства колокольчиков: Валдай (Новгородская губерния), Пурех (Нижегородская губерния) и наш Слободской. Были мастера В. Макушин, В. Бородин, Л. Каркин, Поповы. На колокольчиках были надписи: «Кого люблю, того и дарю», «Звону много – веселей дорога», «Звени утешай – ехать поспешай, «Денег не жалей, со мной ездить веселей», «Купи не скупись – езди веселись».
В деревне Стуловской чугунных колокольчиков произведено 2000 шт. (Опись промыслов Вятской губернии за 1871 г.)
Мастера Бакулевы отливали в это время многопудовые колокола. Их дело после революции переросло в современный машиностроительный завод.
Слесарный промысел
Занимались слесари ремонтом медных и железных изделий. Работали в основном в жилых помещениях, без применения наёмной рабочей силы. Их так и называли – медники и слесари. Были еще в волости замочники, умевшие изготовлять и чинить замки. А также мастера, которых звали «холодные кузнецы» или жестянщики. Они изготовляли вёдра, тазы, подойники, противни, рукомойники, железные печки с трубами, трубы самоварные, стиральные корыта и другие изделия, необходимые в крестьянском быту. Письменные источники второй половины XVII века называют среди ремесленников, населяющих Никулицкое городище, кузнецов. Кузнечное ремесло было распространено в обществе на протяжении XVIII и первой половине XIX вв.
Отхожие промыслы
Отхожие промыслы – промыслы, которыми занимались крестьяне вне своего дома. Они уходили на заработки в другие деревни своего уезда, а также в другие уезды и губернии. Цель таких промыслов – получение дополнительного заработка. Среди отхожих промыслов были распространены бурлачество, плотничество, пиление; имелись лодочники, подёнщики, портные, няньки, белошвейки.
Извозом было занято 4700 человек, большинство из них были из села Георгиевского (Залесье), стоявшего на Ношульской дороге, по которой везли товары в Архангельск.
Ксенофонт Анфилатов, сын крестьянина, занимавшегося промыслом и торговлей, сумел подняться до высот государственного деятеля. Открыл первый в России общественный банк, торговал даже с Америкой. А начинал он свое дело так: продавал выращенную рожь, пшеницу, льняное семя, шкуры животных, перетопленное говяжье сало, из которого затем изготовляли мыло, сапожный крем.
Пильщики, плотники
Немало людей уходили в город Вятку в артели на пиление. Работали пильщики с февраля и до июля. Занимались они пилкой тёса: кровельного и полового. Среди отхожих промыслов плотничество было самым многочисленным. Плотники обычно нанимались на длительное время. Домой возвращались на три зимних месяца. Плотников числилось 560 человек более всего в Жеребцовской, Вагинской, Маракулинской волости.
Лесорубный промысел
Лесорубным промыслом занимались в основном крестьяне деревень Бабичи, Рожки, Калошины, Бараны, с. Холуново. Обычно работа лесорубов начиналась поздней осенью, а заканчивалась ранней весной. Заготовленный лес лесорубы отправляли на пристань города Вятки.
Дегтекуры
Издавна на Руси существовала довольно массовая профессия – дектекуры. Из берёзовой бересты они гнали дёготь – универсальное средство для смазки колёсных осей, замков, сапог, пропитки шпал и нижних венцов деревянных срубов, соприкасающихся с влажной почвой и водою. Также дёготь шёл для приготовления чёрной юфти – кожи особой выделки с приятным смолянистым запахом. Из неё шили обувь и сбрую, мастерили баулы и чемоданы. Дегтекуры знали, что наилучший срок заготовки бересты – весна, когда белоствольная кора легко снимается с дерева.
Осарт (Осиновская артель) в 2 км от Сухоборки основана в 1930 годах. Выпускала древесный уголь, деготь, смолу, скипидар. Предприятие закрыто в 1962 г.
Все промыслы давали мастерам доход. В настоящее время промыслами занимаются в основном любители, пенсионеры и доход они получают весьма скромный.
В «Бизнес-инкубаторе им. К. А. Анфилатова» открыта выставка «Слобода ремесленная» по адресу: г. Слободской ул. Октябрьская, 4. Здесь представлены изделия слободских мастеров: береста, лозоплетение, вышивка, в т. ч. золотом, ткачество, бисер, картины из меха, изделия из кожи, изделия из лент, вязание, авторская кукла, обережная кукла, тильды, русские обереги, мыло натуральное, букеты из конфет.
Источники:
Энциклопедия земли Вятской. Т. 10. Ремесла : [в 10 т.] / [ред. комис.: В. А. Ситников, В. А. Бердинских [и др.] ; сост. Н. И. Перминова ; ред. В. Ф. Пономарев ; худож. А. М. Колчанов]. – Киров, 2000. – 588 с.
Слободской уезд Вятской губернии в географическом и экономическом отношениях / сост. М. И. Куроптев. – Вятка : Вятская Губернская типография, 1881. – С. 16-19.
История развития народных промыслов Земли Шиховской ХVIII – ХIХ вв. / сост. В. Г. Степанова, Л. И. Ашихмина. – 2012. – 54 с.